Что такое Герметизм
Общеизвестно, что Герметизм – это учение Гермеса-Тота о пути человека к Высшему, к Богу. Практическое следование этому пути, описанное
символическим языком, называется «Искусство алхимии», что в дословном переводе означает «Искусство из Египта». Именно, Кеми это
древнее название Египта, ал-Кеми – «из Египта». В традиции русского герметизма, как ее излагает Всеволод Белюстин, все до-христианские традиции являются в определенном смысле «герметическими», ибо все они либо были установлены Гермесом в разные периоды его посвятительной деятельности на Земле, либо были им радикально реформированы. Алхимия является практическим учением, которое объясняет, каким именно образом человек, с помощью «тайного, или небесного огня», главной силы в герметизме, может очистить свои тело, душу и дух, и возвысить душу и дух до созерцания, единения и со-творчества с Наивысшим, с Богом-Отцом. Без тайного огня достижение этой цели невозможно, и этим огнем может владеть только Мастер-алхимик, который получает этот дар от самого Всевышнего.
Что такое христианский Путь
Христианский Путь основывается на следующих словах Иисуса Христа, Бога-Сына: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.» (Ин.3:5);
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин.14:6); «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.» (Мф.23:25).
Главной движущей силой и, одновременно, упражнением на христианском Пути является «памятование Бога», «воспоминание о Боге», именно о Боге-Сыне, Иисусе Христе. Благодаря этому упражнению «внутренность чаши и блюда», то есть духа, души и тела очищается, и Бог-Троица вселяется в сердце упражняющегося и пребывает там. Но в этом упражнении скрывается множество опасностей и ловушек, поэтому не рекомендуется заниматься им без опытного духовного наставника, без упражнения в смирении и послушании, без изучения Священного Писания и трудов достигших совершенства в этой практике святых отцов, как например св. Григория Синаита, св. Григория Паламы, прп. Никифора Постника, прп. Паисия Величковского, св. Серафима Саровского и других. Св. Паисий (Величковский) добавляет к тому, что поскольку опытного наставника в этом искусстве трудно найти, можно начать с тщательного изучения трудов вышеупомянутых свв. Отцов и положить себе стараться следовать их наставлениям.
Попытки синтеза
Герметический путь делает ударение на подчинении человека надкосмическим и космическим законам и иерархиям, ответственности и инициативе. Христианский путь делает ударение на познании человеком воли Христа, отдаче себя ей и ее осуществлении. Во все время существования христианства делались попытки синтеза герметического и христианского путей, чтобы умножить возможности человека к обретению Бога в себе.
Некоторые Западно-Европейские и Восточно-Европейские герметисты прошлых столетий
На Задпае известны среди прочих учения св. Альберта Великого, Якоба Бёме, Николаса Фламеля и мистические учения нескольких рыцарских орденов.
В России же, вероятно вследствие ее географического расположения, христианский герметизм проявился в попытках объединения христианского Пути с западным эзотеризмом (Валентин Томберг, медитации на Таро) и, с другой стороны, с традициями Азии и Ближнего Востока, такими как, например, суфизм. (эзотерическое христианство Георгия Гурджиева).
Валентин Томберг
Главная работа Валентина называется «Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма». Примечательно то, что предисловие к ее немецкому изданию написал кардинал Ханс Урс фон Бальтазар (Hans Urs von Balthasar). Вот отрывки из его предисловия: «Через размышления, искреннюю молитву христианина нам раскрываются символы христианского герметизма на мистическом, гностическом и магическом уровнях, в том числе на примерах Каббалы, астрологии и алхимии. Эти символы заключены в двадцати двух так называемых «Старших Арканах» Таро.
При помощи Старших Арканов автор в глубокой медитации погружается в самую суть всепроникающей мудрости католической мистерии… Я бы написал на моем челе имя Иисуса Христа и был бы счастлив умереть за веру в Него. Я не маг, не иудей, не измаильтянин (мусульманин), не еретик. Иисусу поклоняюсь я и Его крест я ношу на своем теле… Автор «Медитаций», вероятно, также подтвердил бы
эту клятву преданности.»
Георгий Гурджиев
Оккультист, наставник одного из далай-лам, писатель, режиссер, композитор, балетмейстер и основатель «Института Гармонического Развития Человека» в Приэре, местечке под Парижем, широко известен на Западе. Георгий родился в Александрополе (ныне Гюмри), Армения, в конце 19 века. Его отец, грек по происхождению, был богатым скотовладельцем и рассказчиком традиционного эпоса, ашоком. Мать Георгия была армянкой. Георгий получил основательное воспитание в христианском духе и предназначался его родителями к принятию сана священника. Но стремление Георгия было иным: он отправился на поиски скрытого знания Востока, прежде всего, суфизма. Мистическим родоначальником суфизма
является старец Хидр или Хизр, «изумрудный старец», который может быть отождествлен с Гермесом. После длительных, полных опасностей и приключений странствий, Георгий появился в России с необычным учением, которое он сам называл «эзотерическим (скрытым) христанством». Но основная практика этого учения была полной противоположностью вышеприведенной основной практике христианского пути: Георгий учил «помнить себя, вспоминать себя», тогда как святые отцы учат помнить, вспоминать Бога.
Из-за этого фундаментального искажения его, сама по себе интересная и многоуровневая система «работы над собой», как он называл духовный путь, имеет прометеевские черты. Гурджиев имел доступ к «тайному огню», о чем свидетельствуют его труды и ученики, но получил он этот огонь, может быть, способом подобным Прометеевскому.
Западно-Европейские и Восточно-Европейские христианские герметисты нашего времени.
Владимир Степанов (Мастер Джи)
Владимир родился в 40х годах прошлого века в Москве. Его отец, Григорий Степанов, был в юности членом эзотерического общества «Покрывало Изиды». В годы гражданской войны начала 20 века в России он был кавалерийским офицером Красной Армии в одной из южных провинций. По окончании войны он завершил свое философское образование и работал научным сотрудником в одном из институтов Академии Наук в Москве. Мать Владимира была также философом. Одновременно с изучением языков и философии, и
последующим незаконченным обучением в философской аспирантуре, Владимир изучал традицию русского Православия, но отказался от предложенного ему рукоположения в сан священника. Он был также хорошо знаком с учениями различных эзотерических школ, таких как суфийские школы Идрис Шаха и Гурджиева; традиции сибирских шаманов; герметическое учение школы Всеволода Белюстина и гностические легенды школы Золотой Лестницы и многих других. Владимир называл свое занятие «собиранием
колосков», то есть уподоблял его тому, как бедные крестьяне шли в поля после сбора урожая, чтобы подобрать оставшиеся колоски. Как ни мал был этот сбор, он поддерживал их, хотя и полуголодное, существование. Владимир проповедовал растущее влияние третьей ипостаси Святой Троицы, Святого Духа во Вселенной, и что благодаря этому, теперь для всего человечества, рассеянного по Вселенной, открылся путь возвращения в высшие миры, к Богу.Владимир был всегда окружен группой последователей, состав которой, однако, постоянно менялся, и много путешествовал с ними по бывшему Советскому Союзу, а после падения
Берлинской стены, и по Западной и Восточной Европе. Последователи Владимира принадлежали к самым различным социальным слоям и группам, имели разные стремления и многие из них на дух не переносили друг друга. Но необычайная притягательная сила Владимира удерживала это живописное собрание, которое он ласково называл «Корабль Дураков» или «пикник на обочине», вместе, пусть и временно. Нередко случалось что, покинув его, бывшие его последователи и ученики, некоторые – вдохновленные теплом его сердца, а некоторые – исполненные ненависти к нему и издевок, создавали вокруг себя необычные ситуации. Так например, часть его бывших последователей создала Московский Андеграунд, ныне широко известный культурный, бытийный и мистический феномен в России 60х-80х годов прошлого века. Среди этих последователей такие известные во всем мире имена как писатель, поэт, бард и алхимик Евгений Головин (Корабельное прозвище «Адмирал»), писатели Юрий Мамлеев (Корабельное прозвище «Портос»), и Аркадий Ровнер. Путешествия Владимира и его учение достоверно описаны в дилогии Константина Сереброва «Один шаг в Зазеркалье» и «Мистический андеграунд». Владимир отошел в мир иной 11 января 2011 года и похоронен в Москве.
Константин Серебров
Так же как и Гурджиев, Константин родился на Кавказе, но в его северной части. Его отец принадлежал к одному из южно-славянских дворянских родов, и работал бухгалтером в оперном театре, мать его была родом из донских казаков. В противоположность Гурджиеву, Константин начал свой духовный путь следуя восточным учениям. Будучи двенадцати лет отроду, он нашел своего первого духовного наставника, который был отцом его одноклассника, некоего Алексея Жуковского, бывшего члена одной из тайных теософских групп в Петербурге. На Кавказе Жуковский вел тихое, незаметное существование в курортном городке, медитировал и практиковал дыхательные техники Крийя-йоги. Уступив настоятельным мольбам Константина, он согласился принять его в ученики и передавал ему в течение нескольких лет свое знание и техники. В последующие годы Константин прорастал в «мистическом подполье» и изучал различные восточные и западные традиции: техники медитации нескольких индуистских школ, даосскую алхимию, техники медитации тибетских школ, учение Кастанеды, главным же образом их практики. Но его самым сильным желанием было найти просветленного духовного Мастера.
Констатин рассказывал позже, что несмотря на глубокие внутренние переживания, такие как регулярные намеренные экстеоризации, то есть выходы из физического тела в астральномтеле, длительные состояния сатори случавшиеся во время медитаций и тому подобное, он по-прежнему возвращался в обыденную действительность, и не мог найти в себе даже и следа возвышенных переживаний. Его жизнь совершенно переменилась когда он встретил загадочного человека, который проповедовал наступление эры духовной свободы для людей во всей обитаемой Вселенной.
Влияние этого человека привело Константина к внутреннему обращению, он крестился в Русской Православной Церкви и стал изучать и практиковать учение святых отцов-пустынников. Но Константин постарался использовать свой богатый опыт прежних духовных практик, чтобы проникнуть в глубину христианского Пути, и ему удалось соединить определенные дыхательные техники с христианскими медитациями и молитвой, для скорейшего очищения внутреннего человека и восстановления
потерянной связи с Богом-Троицей. Свой духовный путь Константин описал в нескольких книгах.
Мария Тоонен
Интересным примером тенденции Западно-Европейского христианского герметизма является «Мое духовное странствие», автобиография голландской писательницы и мистика Марии Тоонен, родившейся в бывшей Нидерландской Индии (Индонезии). Ее отец, голландец, был бухгалтер и прекрасный пианист-любитель, выступавший с концертами по радио: мать была родом из фризского рыцарского рода и работала финансовым экспертом. В своей книге Мария описывает в непринужденной манере, легким, доступным разного рода читателям языком, свой духовный путь, который проходил через несколько традиционных западных эзотерических Школ; свою встречу с русским герметическим, алхимическим Мастером; полное лишений странствие через алхимическую долину Нигредо и вдохновение, которое ей принесли святые отцы русской православной традиции. В одной из заключительных глав, которая называется «Фауст в 20 веке», она дает глубокий анализ тенденции христианского герметизма: «маг, ищущий Бога».
Лена Александрова
Родилась в Москве во второй половине 20 века в семье художников. Рано осталась без отца и была отдана на воспитание в детский интернат. В конце 70- х ее мать — дочь профессора кафедры литейных технологий МВТУ им.Баумана, талантливая художница-мистик, ясновидящая, наставница многих искателей духовной истины, выходит замуж за философа и мистика Владимира Степанова, известного в российском эзотерическом андеграунде как «Мастер Джи». Владимир становится для Лены не только вторым отцом, но и наставником. Одна из первых его учениц, глубоко воспринявшая сердцем провозвестие эфирного посвящения, принесенное Владимиром, она сопровождает его иногда в поездках по стране, помогая Владимиру в строительстве «духовных оазисов в пустыне, состоящей из множеств», как он это называл. Лена получает в этих поездках особое, алхимическое образование, ценность которого заключается не в количестве и качестве интеллектуальной информации, но в алхимической переплавке астрального тела и кристаллизации его на новых основах, что делает его способным воспринять инспирации из духовных миров. «Имеющий уши да слышит,» (Мф.11:15) часто повторял ей Владимир слова Евангелия, и добавлял: «Нового человека, способного пройти по ступеням духовного развития тебе и нужно вырастить в себе, это и есть твое обучение». Повесть «Меандровая лента, или Путь с Мастером Джи» появилась как исполнение обещания, данного Леной Мастеру Джи: когда время придет, описать свое обучение в его Школе, чтобы помочь нуждающимся в поддержке на духовном пути. Первая часть повести печатается частями в литературном альманахе «Маяк».
Автор статьи: Гурам Кочи.
Скачать альманах бесплатно можно по ссылкам на канале Telegram: